Совсем недавно проблема трамваев стала особенно актуальной для Новокузнецка. «Урбанвилль» подготовил небольшой обзор по теме и предлагает вам узнать, какие трамваи используются сегодня в России и мире.
Вкратце о трамваях
Трамвай — прогрессивное изобретение конца XIX века. Оно мгновенно стало популярным среди урбанистов всего мира. «Раскрасавец двадцатых годов…», как назвал его Булат Окуджава, быстро вошел в моду и у большевиков. Проект внедрения трамваев нашел отражение в градостроительных планах всей страны при строительстве «городов-садов» и «соцгородов». Эти концепции, реализованные в Новокузнецке, включали трамвайные пути в качестве главных осей внутригородского транспортного сообщения. Новокузнецкий трамвай в 1934 году стал первым за Уралом и в Западной Сибири.
Трамвай был уникальным транспортом, который позволял регулярно, без пробок и «точно в срок» доставлять рабочих на завод. До сих пор эта логика действует, например, для Запсиба. Здесь трамвай — это жизненная артерия района, которая позволяет его жителям свободно по нему циркулировать, а работникам завода — попадать на работу без затруднений на Космическом шоссе и без опасений за сохранность собственных авто.
Сегодня трамвай называют самым перспективным видом транспорта в мире. Преимуществ не счесть — отсутствие пробок, большая «провозоспособность», экологичность, отсутствие расходов на топливо и экономичность систем электросбережения.
Европейские страны, разрабатывая транспортные планы, делают упор на развитие трамвая и отказ от других видов транспорта в его пользу.
В Лондоне, например, количество пассажиров трамваев увеличилось с 14 до 32 миллионов за период с 2000 по 2015 год. К 2030 году планируется увеличить количество пассажиров трамваев до 60 миллионов [1].
Та же ситуация складывается не только в Европе, но и в Китае, Австралии, Марокко, многих городах России. Российские трамваи, кстати, уже не первый год производят фурор на международных выставках городского транспорта [2].
Российский транспорт будущего
Строительство трамваев получило импульс к развитию благодаря грядущему чемпионату мира по футболу, который планируется провести в России в 2018 году. Для обеспечения удобного транспортного сообщения в городах-участниках чемпионата решили сделать акцент на модернизацию и совершенствование трамвайной сети.
Russia One
Первый триумфатор — трамвай Russia One (R1). Он был создан на «Уралтрансмаше» в Екатеринбурге совместно с российским дизайн-бюро Алексея Маслова (ОКБ Атом) и дебютировал на выставке «ИННОПРОМ» в конце 2014 года.
© Фото с официального сайта «Уралвагонзавода», проекта R1
По словам Алексея Маслова, R1 — символ новой культуры городов. По форме он напоминает кристалл — драгоценный камень в металлической оправе. Трамвай развивает скорость по городу до 24 км/час, оснащен камерами видеонаблюдения, системами ГЛОНАСС и GPS, Wi-Fi. Для российского применения, правда, дизайн пришлось изменить, чтобы он соответствовал существующим нормативам для этого вида транспорта [3].
Первые заказы на футуристический трамвай поступили из России, Марокко и Объединенных Арабских Эмиратов. Теперь трамвай собирается в центральной части России для удобства поставок зарубежным заказчикам. Стоимость одного трамвая составляет около 50 млн рублей.
«Витязь»
На «ИННОПРОМЕ-2015» был представлен еще один «трамвай будущего» производства московской компании «ПК Транспортные системы». Его преимуществами являются 100 % низкий пол, большая вместительность и уникальная длина — 27,4 метров (у R1 — 20).
© Фото модели 71-931 «Витязь» с официального сайта ООО «ПК Транспортные системы»
Сегодня такие трамваи уже используются в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Стоимость одного трамвая — около 100 млн рублей.
Стоит заметить, что тема развития трамваев актуальна не только для «столичных» городов, но для других городов России уже давно.
Уфа
Безусловное преимущество низкопольных трамваев — это удобство их использования людьми с ограниченными физическими возможностями. Например, в Уфе современные трамваи с низким полом для удобства инвалидов начали использоваться в 2012 году. В городе используются вагоны, произведенные российским Усть-Катавским вагоностроительным заводом.
Самара
Самарское депо приобрело первый удобный для инвалидов трамвай еще в 2011 году. Это был также низкопольный трамвай производства корпорации «Уралвагонзавод». Стоимость трамвая составила 14 млн. руб.
© Фото с официального сайта Телерадиокомпании «Терра», Самара
Сегодня Самара закупает и активно использует уже новые модели «Витязь» Уралвагонзавода.
Ижевск
Стоимость современных трамваев достаточно высока. Бюджеты российских городов по-разному справляются с этой нагрузкой. Например, в Ижевске в 2014 году начали приобретать бывшие в употреблении немецкие трамваи и преобразовывать с учетом местных нужд. Преимущества такого трамвая — его длина — 18 метров, и главное — цена — 4,4 млн рублей за трамвай, в то время как стоимость рядового российского трамвая — 20 млн.
© Фото интернет-издания «Известия Удмуртской Республики»
***
В настоящий момент трамваи нового поколения используются не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Коломне, Краснодаре, Нижнекамске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Самаре, Смоленске, Таганроге, Уфе, Волгограде, Калининграде и других городах России.
[1] Пресс-релиз Правительства Великобритании о развитии транспортной системы Лондона к 2030 г.// Официальный сайт Правительства Великобритании, раздел «Transport for London. URL: https://tfl.gov.uk/modes/trams/the-future-of-trams
[2] Tweedy S. Big beautiful photos of Russia’s tram of the future//Business Insider, 02.08.2015 г. URL: http://www.businessinsider.com/photos-of-russias-futuristic-new-tram-2015-1
[3] Евлашина Е. «Russia One» Уралвагонзавода – новая культура городов //Машиностроитель, выпуск № 27 от 18.07.2014 г.
Мнения: “Транспорт будущего, или трамвай — желание”
will.i.am
Спасибо за актуальную для города тему!
Получается, что «транспорт будущего» в Лондоне и других более-менее приличных городах — это трамвай, а в Новокузнецке — потрёпанный «пазик» с газовыми баллонами на крыше.
Хотелось бы добавить, что городской трамвай- это не только альтернативный вид транспорта, позволяющий оперативно добраться из точки А в точку Б, минуя пробки, но и имидж города. Обратите внимание на то, что те города, в которых развиваются трамваи, имеют статус высокоразвитых, урбанизированных городов. Таким образом, постепенно избавляясь от трамваев, город Новокузнецк все больше превращается в заштатный поселок. А это означает и отток перспективного населения, и отсутствие инвестиций, и сворачивание бизнеса…Одним словом, безысходность и медленная смерть. Понятно, что денег в городе мало, но почему бы нашим муниципальным властям не использовать опыт того же Ижевска, описанный в статье, а не идти по пути, так сказать, «наименьшего сопротивления»?!
Ольга Комшукова
Мы хотели рассмотреть эту тему в менее темных тонах.
Мэр города заверил, что трамваи непременно останутся, и что меры приняты «временные».
Так что — будем надеяться)
Сергей
Тесла бы порадовался