London Лондон

Спектакль LONDON Новокузнецкого драматического театра — еще одна нетривиальная постановка. Простая история о поездке сантехника в столицу Великой Британии становится на сцене апокалиптической космической сагой. На выходе зрителю достается не только прочное знание о том, как прочистить канализацию, но нечто большее — думы о Родине, Вселенной и своем месте в этом мире, а также способность видеть космос в простом.

 

Родина, еду я на Родину,
Пусть кричат: «Уродина!»
А она нам нравится,
Хоть и не красавица.

«Родина», Ю.Шевчук и «группа ДДТ»

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Джордж Байрон

Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
Белинский В.Г.

Разве от себя убежать возможно, родину бросив?
Гораций

 

О пьесе

london
«Гена в яме» (ремонтирует водопровод), фото из пьесы Максима Досько, (с)

«Лондон» — дело рук молодого белорусского драматурга Максима Досько. Вообще-то Максим — радиоинженер и фотограф-любитель. Он обратился к словам и текстам, чтобы попробовать дополнить и объяснить свои фотографии. Эти попытки оказались успешными. Каждая его пьеса удостаивается призов театральных фестивалей, а затем ставится на сценах России, Белоруссии, Украины.

Пьеса «Лондон» — жизнеописание сантехника Гены, рассказанное от третьего лица. Гена — 34-летний сантехник ЖЭКа, имеющий судимость за кражу «по пьяне». Сам «с Ракова», работает в Озерце (под Минском). Разведен, имеет сына, не пьет (завязал), на досуге занимается соломоплетением. За успехи в этом деле отправляется в Лондон, где чувствует себя некомфортно, нелепо и осознает, как любит свою, казалось бы, неприглядную жизнь и Родину.

Оригинальный текст разбавлен аудио- и фотоиллюстрациями. От всего этого пьеса так близка каждому простому человеку на постсоветском пространстве и так сложна для постановки на сцене. Но, как мы уже знаем, Сергей Чехов (режиссер-постановщик) и Анастасия Юдина (художник-постановщик) сложностей не боятся.

 

О постановке

london
Гены (слева направо): Александр Коробов, Андрей Ковзель, Екатерина Санникова, Илона Литвиненко. Источник фото: официальный сайт Новокузнецкого драматического театра, (с)

Пьеса Досько — не готовый материал для постановки на сцене. Она требует изобретательности и оригинальных режиссерских решений. Основное из этих решений — сценическая читка текста пьесы. Четверо актеров стали воплощениями Гены. Они — главные ораторы-повествователи. Чтобы подчеркнуть пафос и ироничность этой бытовой истории, актеры в прямом смысле «поставлены на котурны» (обувь на платформе первых древнегреческих актеров) — высокие, как ходули.

Есть на сцене и настоящий Гена, безмолвный, но действующий. Сначала он неподвижно сидит на полу и напоминает античную скульптуру. Тело его покрыто налетом — то ли гипсом, то ли канализационной грязью (тут уж как кто видит). Из одежды на нем лишь набедренная повязка, сделана не из шелка или парчи, а из холщовой ткани, из которой обычно делают мешки для картошки.

London Новокузнецкий драматический театр
Роман Михайлов в роли Гены (до Лондона), фото Новокузнецкого драматического театра, (с)

Всю историю этот истинный Гена тревожен, во время пути в Лондон он практически раздавлен космосом, и лишь во время полета обратно домой он наконец-то распрямляет спину, встает с колен и гордо шествует в душ — смывает всю свою «штукатурку». Потом облачается в скафандр (или гидрокостюм) и идет навстречу большому космосу. Он смотрит вперед и готов встретиться с бесконечностью. Ему больше не страшно и не стыдно, он постиг истину и знает свое место.

Вот и все действие. Спектакль щедро приправлен звуковыми эффектами — звуки канализационных труб, полета в самолете, открытого космоса. Зритель погружается в ход истории и уже проживает ее с Геной (Генами). Видеоряд завершает сближение с космосом.

 

О патриотизме

«У Гены начинают дрожать губы, мокнут глаза, он шмыгает потихоньку носом. … Гена плачет. … Плачет все сильнее, не может сдержаться. … Беларусь, Родина. Родина!… Вот оно как!»

Максим Досько, «Лондон»

Конечно, эта пьеса — ирония над простым человеком. Что такое для него Лондон? На долю каждого рожденного (еще) в СССР приходилось «ту лерн бай харт» хрестоматийный текст, что «Ландон из зе кэпитал оф Грейт Бритн». Тогда этот Лондон действительно представлялся туманным, несбыточным, прекрасным и далеким. И совершенно невозможным в реальности. Читали и знали про него все, но побывать в нем смогли не многие. И для них он так и остался символом голубой мечты, далекой и «лучшей» жизни. Сегодня Европа и Лондон ушли далеко вперед. А мы, дети большой страны, некогда способной на достижения, открытия и покорение космоса, остались на том же месте. И кажется, что разница между нами и тем самым Лондоном — не несколько часов лёту, а несколько тысячелетий.

Даже попав ТУДА, наш человек не может выйти из пресловутого квадрата. Ему проще вернуться и не верить, что за пределами его платоновской пещеры что-то есть. Эта неизвестность и новизна пугают. А робкие и даже успешные (ведь Гену-то в Лондоне наградили за таланты) попытки показать себя заканчиваются еще большим страхом и желанием вернуться назад. Он не готов встретиться с «просвещенной Европой». Ему и дома хорошо.

Поездка в Лондон стала в жизни Гены примерно таким же эволюционным прорывом, как полет Гагарина или высадка Армстронга на Луне для всего человечества. Она полностью перевернула его картину мира.

Минск, Раков, Озерцо — вот его Вселенная. А Гена, ничуть не хуже Брюса Уиллиса, будет спасать этот микрокосмос от бед сантехнических масштабов — пусть по горло в дерьме, но во благо любимой Родины. Он не раб, а хозяин свой жизни, отмытый, сияющий, не согбенный, а прямоходящий. Настоящий человек, гражданин. И страны, и мира.

Вернувшись, Гена сделал свою жизнь более осмысленной. Радуется работе, семье и жизни. Он не ищет ничего лучшего — «не нужен нам берег турецкий». Он знает, он пробовал, он осознал — здесь его дом, здесь его жизнь, здесь его место. Ведь, как сказал Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко (между прочим, актуальный сегодня «ньюсмейкер»): «Всё, и наша жизнь в простом…»…

 

О космополитизме

london
Снимок Земли, сделанный астронавтами Аполлона-11 с Луны, фото с сайта М. Досько

Есть и другая важная тема, которую поднимает Максим Досько.

Его пьеса обозначена автором как «пьеса о патриотизме космополитизме». И не случайно патриотизм зачеркнут. Как говорит в спектакле один из Гениных «воплощений в черном»:

«По всей видимости, Гена сильно любит Родину и, наверное, он патриот. Гена задумался над этим, не зря же все произошло это, надо подумать. Он долго размышлял, смотрел в интернете значение слов Родина и Патриотизм. Все правильно написано, но это не про Гену, не про то, особенно “Патриотизм” в википедии не соответствовал тому, какой он у него. В общем как-то сложно… Да и вообще нафиг надо про это все думать на самом деле. Гена просто любит то, что его окружает здесь, какое оно ни есть — это его. И ничего другого ему не надо».

Максим Досько, «Лондон» (орфография и пунктуация автора)

Это не тот патриотизм, который готов воспевать родину, закрыв глаза на ее ужасы и несовершенства. Это не тот нездоровый патриотизм, который делит весь мир на друзей и врагов. Это не тот патриотизм, который ради мира на родной земле готов выжигать чужие города и страны. И Лондон Гене чужой не потому, что он плохой, «капиталистический» и «загнивающий», а просто потому, что не родной. Он не любит его, но уважает и восхищается. И, получается, что пьеса действительно о космополитизме. Сегодня проще всего быть гражданином мира — без флага и без родины, «где под каждым кустом готов и стол, и дом». Если завтра где-то в Египте, Турции, да где угодно, война (не дай Бог, конечно), то такому космополиту мил и Тайланд, и Бали. Если нон-грата в Москве, то «свой» в Цюрихе и Лондоне. Но, кажется, прав был лорд Байрон: только тот по-настоящему ценит и бережет чужую землю, кто любит свою. Вот и у Гены после возвращения на Родину такое отличное настроение, «что любит, кажется, всех на всей Земле».

 

Об искусстве (из разговора после спектакля)

Повседневность надо ее же языком и описывать, что и делают авторы новой драмы. Тогда она будет не придуманной, а настоящей.

Из интервью с Максимом Досько, проект ЗЕРНЕ

После спектакля парень и девушка шли молча.

«Ну, как впечатления? Что-то молчим…», — спросил парень.

«Да как-то непонятно. Смешанные у меня ощущения… Не скажу, что мне совсем не понравилось. Можно, конечно, искать какие-то там философские смыслы во всем этом. Но мне кажется, что это всё не искусство. Ну, то есть, так можно поставить любой спектакль — читать себе текст. Только вот актера этого измазанного жалко. Сидит, бедный, в грязи весь спектакль».

«Хм.. Понятно. Ну да, ты, конечно, права… Но я вот все думаю — ведь многие так вот и живут, в грязи! У меня много таких знакомых… Работа — дом, пивнухи по пятницам, и не думают они ни о чем. Никаких у них нет идей и стремлений. Я вот поэтому с ними и не общаюсь. И они и не размышляют — довольны ли они своей жизнью. Живут просто… Ну, и в Лондоне, конечно, ни разу не были…»

 

***

Репертуар Новокузнецкого драматического театра стал чрезвычайно разнообразен, наполнился современными постановками. Часто — странными и непонятными. И да, кто-то даже не считает их искусством. Неприятные, вызывающие, но не бессмысленные, эти работы не оставляют равнодушными и дают пищу для размышлений… Ведь это, кажется, есть главная задача театра? А раз так, то, стало быть, и ТЕАТР в нашем городе есть.


Ближайший спектакль «Лондон» состоится на сцене Новокузнецкого драматического театра 18 февраля в 16:00, инфо и билеты здесь.

Если вы нашли грамматичеcкую или фактическую ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мнения: “LONDON как космос, или бытовая одиссея со вкусом патриотизма, космополитизма и современной драматургии

  1. Вывод: «Хороша страна Болгария, но Россия лучше всех»!

    Ответить

    1. Вопрос интерпретации, но такого вывода статья как раз не делает. Тем паче, что о России не сказано ни слова. Не важно какая страна. Это может быть не страна, а город. Родина и космос (как предел или непостижимое) у каждого свои.

      Ответить

  2. Интересный обзор. Спасибо!
    Чем-то данная постановка напоминает фильм «Окно в Париж».
    Думаю, что настоящий патриотизм — это не «поливать грязью» далекий Лондон и другие благополучные страны , а не давать себе «погрязнуть в грязи», находясь в собственной стране.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *