Ментальная картта родины

Уехать или остаться? С гордостью ощущать себя новокузнечанином или перепрофилироваться в москвича (петербуржанина, екатеринбуржца и т.д., и т.п.)? Думать о локальном или глобальном? В рамках направления «Город будущего» Urbanville публикует лекцию историка культуры Ирины Прохоровой «Ментальная карта Родины», которая поможет по-новому взглянуть на эти вопросы.

Уехать или остаться? Наверное, такой вопрос актуален для любого уездного города. Другое дело, что эта дилемма едва ли регионального характера, скорее — национального масштаба. Деревня смотрит на провинцию, провинция смотрит на Москву, Москва смотрит на Европу. И всё это подглядывание и подражание сводится к более глобальной проблеме — идентичности.

Историк культуры, литературный критик, главный редактор издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирина Дмитриевна Прохорова отмечает, что с распадом Советского Союза и разрушением мифа о советском человеке произошел серьезный идентификационный сбой, последствия которого мы можем видеть и сейчас. Всё смешалось, у человека пропал образец, с которым он мог себя сопоставлять. Что мы, кто мы, как определять ту сумму территорий, которые мы называем Российской Федерацией? Чувствовать, что ты часть огромной страны с неким мифическим центром в Москве, или ощущать себя личностью, рожденной в определенной местности с определенной культурой и традициями, ценными сами по себе и связанными со всеми остальными?

Это тот выбор, перед которым сейчас оказалась наша страна и каждый её житель. Неслучайно именно в литературе, которая всегда тонко чувствует любые изменения в обществе и сознании, появляются попытки разрешить эти вопросы и мучительные противоречия. В частности, об этом говорит активизация жанра травелога (от англ. «travelogue» — о путешествии — литературный жанр, в основе которого лежит описание реального или вымышленного путешествия), стремительное развитие которого пришлось на середину 2000-х. Знаем ли мы что-нибудь о России, кроме того, что в Москве собираются дельцы и туда нужно ехать зарабатывать деньги, а в Питере концентрируется творческая молодежь, соответственно туда нужно отправляться, чтобы самовыражаться? Знаем ли мы что-нибудь о своей малой родине? О других регионах страны?

Взять ту же Сибирь, которая многие годы была очень противоречивым пространством — одновременно территорией вольницы, куда устремлялся самый разный люд в поисках независимости, и территорией несвободы, куда насильно ссылались неугодные государству личности. И это противоречие не могло не повлиять на мировоззрение, ценности и «особенность» сибиряков. В том же ключе можно поразмышлять о Новокузнецке, нашем городе, в связи с которым в голове возникает огромное количество ассоциаций: индустриальное сердце Сибири, символ веры в светлое будущее, город-сад, архитектурная жемчужина Кузбасса, джазовая столица Сибири, частица романов Достоевского, кузница личностей и т.д., и т.п. Это ли не повод гордиться тем, что ты связан с этим местом? Понимать, что ты родился в очень необыкновенном городе, городе со своей историей и лицом, и именно в этом особом месте был закален твой характер?

Как отмечает Ирина Прохорова, вопросы такого характера — самые насущные сегодня. Именно им она посвятила свою публичную лекцию «Ментальная карта Родины: художественное освоение пространства», которая в этом году прошла в рамках летнего фестиваля в «Смене».

Рассказывая о травелоге как жанре и распутывая этот клубок утраченной идентичности и поисков новой, спикер поразмышляла о чертах Империи, которые до сих пор характерны для нашего государства, о сверхцентрализованном сознании, которое локальное/местное не считает существенным, о том, что едва ли один центр способен объединить вокруг себя всех, о значении идеи самоценности культурного пространства, в котором живет каждый из нас, и о том, насколько остро сегодня встает вопрос о пересмотре ментальной карты родины.

Выстраивать свою идентичность на основе некой абстракции с центром там, в Москве, или посмотреть вокруг, увидеть пространство со своей историей, культурой и традициями, изучить их и осознать себя частью этого? Выбор, конечно, за вами. Но, по мнению лектора, именно последний подход, обеспечивающий множественную идентификацию, позволяет не только осознать свою «отличность» и «особенность» («Я сибиряк», «Я житель Дальнего Востока», «Я петербуржанин»), но и увидеть наши общие черты, заставляющие нас думать о некотором единстве.

«Может ли быть единство в многообразии? Только в многообразии оно и  может быть».

Источник видео: Центр современной культуры «Смена»/ Youtube.

Обложка: фото репродукции «Чертежная книга Сибири. Карта Кузнецка», сделанной С. У. Ремезовым

Если вы нашли грамматичеcкую или фактическую ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *